Методические рекомендации
по подготовке научно-исследовательской работы, представляемой на конкурс научных работ школьников по химии «Лаборатория Маши»
Методические рекомендации предназначены для школьников 8−11 классов. На конкурс принимаются исключительно индивидуальные работы.

1. Требования к конкурсной работе:
1.1. аккуратность ведения лабораторного журнала;
1.2. подробное оформление экспериментальной части;
1.3. литературный анализ;
1.4. исследование соседних и смежных областей, что проиллюстрирует кругозор, начитанность и научное любопытство;
1.5. умение грамотно ответить на вопрос по любой записи в тексте работы или тем более по любому слову в выступлении;
1.6. наличие в работе собственных результатов, не следует отправлять реферативные исследования, в работе должен быть эксперимент, моделирование или результаты вычислений, но обязательно свои, проекты, состоящие только из пересказа известных данных, не принимаются на конкурс;
1.7. четкое разделение полученных результатов на самостоятельно полученные и результаты коллег/руководителя, каждый участник решает свою вполне конкретную задачу, получая собственные результаты, которые представляет на первом этапе в виде текста работы, написанной в форме научной статьи, или доклада на видеоконференции на втором этапе;
1.8. не стоит пренебрегать отрицательными результатами при анализе и обсуждении своей работы;
1.9. любопытство: вне зависимости от того, кто стал инициатором темы — школьник, руководитель, учитель, родитель (законный представитель) — основным двигателем проекта является школьник и его любопытство;
1.10. основательность, усердие и трудолюбие: отсутствие оборудования, материалов, доступа к профессиональной литературе отлично компенсируется личным вкладом и желанием сделать работу качественно на всех этапах — от планирования эксперимента до оформления текста работы, написанной в форме научной статьи, или презентации доклада;
1.11. избегание типичных ошибок, например, однократно поставленный эксперимент без подтверждения результата повторными, указание избыточной точности числовых значений, не соответствующих точности измерений, построение графиков по недостаточным данным, с некорректными осям или сглаживанием, уходящим за пределы области допустимых значений, много мелкого текста на слайдах презентации, который автор читает вслух «по бумажке»;
1.12. поиск новизны: разнообразие новых тем неограниченно, можно найти способ по-новому исследовать моющие средства, продукты питания и качество воды, можно изобрести новые методы;
1.13. использование так называемого «искусственного интеллекта — ИИ»: при подготовке разделов «Введение» и «Обзор литературы» или программного кода, изображения и пр. допускается использование технологии генеративных текстовых моделей, с обязательным указанием факта использования и описания в формате ссылки на литературные источники название конкретной модели, адрес сайта/название приложения, а также с указанием целей и способов (текст запроса) применения, использование генеративных моделей без явного указания на это служит основанием для снятия работы с конкурса, при подготовке остальных разделов, непосредственно касающиеся выполненной работы: «Материалы и методы», «Результаты», «Обсуждение», «Экспериментальная часть», «Выводы» и иное использование ИИ не допускается;
1.14. про плагиат: согласно Положению тексты всех работы проходят через систему проверки на плагиат, исследовательский характер работы и наличие собственных результатов исключает вариант заимствования чужого текста, тем не менее, разделы «Введение» и «Обзор литературы» — это отчасти компиляция известных данных, на которые система может среагировать, поэтому важно, чтобы текст этих разделов был создан автором, а не просто скопирован из источников с минимальными изменениями.

2. Критерии оценки работы
2.1. Отборочный (первый) этап.
Эксперты оценивают научную ценность/потенциал представленной на конкурс работы по следующим критериям:

№ п/п

Критерий

Описание критерия

Максимальное

количество

баллов

1.

Структура,

последовательность и

качество изложения

Соответствие содержания теме

Полнота литературного обзора

Соответствие выводов

исследования поставленным целям

и полученным результатам

30

2.

Качество представленной научной работы

Полнота описания материала

Логичность интерпретации

результатов

30

3.

Объем, сложность,

оригинальность и креативность представленной научной работы

Оформление

Оригинальность и новизна

40



Итого

100


Итоговый балл, полученный на отборочном этапе, не учитывается на заключительном этапе.

2.2. Заключительный (второй) этап.
Этап проходит в форме устной защиты в формате видеоконференции автором научной работы перед экспертной комиссией. Длительность всего выступления (вместе с ответами на вопросы) — до 15 минут. Предполагается 7 минут именно на представление работы и до 8 минут на дискуссию в виде вопросов/ответов. Особых требований к презентации нет, только рекомендуемые и общепринятые:
  • наличие титульного слайда с названием работы, совпадающим с заявленным при регистрации, с указанием авторов и места выполнения работы;
  • разумное количество слайдов: не менее 3, не более 15;
  • корректные подписи на графиках и в таблицах;
  • презентация — это иллюстрация к докладу, она не должна его дублировать или заменять в виде обширных текстовых фрагментов. Поэтому на слайдах должно быть в первую очередь то, что нельзя/неудобно описать словами — схемы, таблицы, фотографии;
  • нет необходимости переносить на слайды все-все пояснения, достаточно минимально необходимых для ориентирования в структуре рассказа
Во время выступления от докладчика ожидается:
  • свободный рассказ о своей работе без необходимости чтения «по бумажке»;
  • отрепетированное выступление длительностью около 7 минут;
  • некоторое владение «соседними темами», которые выходят за рамки непосредственных проделанных в рамках работы действий, но явно относятся к предмету или области исследования;
  • умение в ответе на вопросы рассуждать, основываясь на данных, полученных в ходе работы, и иных знаниях в области химии;
  • понимание перспектив своей работы, т.к. не бывает законченного исследования — всегда есть пространство для новых вопросов.

Эксперты оценивают научную ценность/потенциал представленной на конкурс работы в соотношении с компетенциями автора по следующим критериям:

№ п/п

Критерий

Описание критерия

Максимальное

количество

баллов

1.

Оценка

содержания

работы по представленному докладу

Качество целеполагания и планирования работы.

Объем, сложность и качество проделанной работы.

Качество обсуждения результатов и адекватность выводов.

Значимость, оригинальность, креативность работы.

Эрудированность и компетентность в исследуемой области, понимание места своего исследования в системе знаний по данному вопросу.

70

2.

Оценка качества устного выступления

Качество оформления презентационных материалов.

Качество доклада.

Логика изложения материала. Авторская оценка результатов исследования.

Творческий̆ подход при анализе результатов и перспектив исследования.

Культура и аргументация при ответах на вопросы, творческий подход.

30



Итого

100


Победители/призеры определяются на заключительном этапе Конкурса без учета баллов отборочного этапа. В состав жюри приглашены специалисты из различных областей химии с большим опытом научной работы и опытом руководства научными исследованиями.

3. Материалы для подготовки
3.1. Правила оформления работы.
Научно-исследовательская работа — текст в формате научной статьи, в котором изложены результаты индивидуального исследования. Исследовательскую работу участники проводит индивидуально, потому что по ее итогам будут оцениваться персональные академические умения.
Структура исследования
1. Титульный лист (Приложение 1)
2. Содержание
3. Введение
4. Литературный обзор
5. Материалы и методы исследования
6. Анализ полученных результатов
7. Выводы
8. Список источников
9. Приложения (если есть)
Текст работы, объемом не более 25 страниц (исключая Приложения), выполняется в текстовом редакторе Word, шрифт Times New Roman, 14 пт, прямой; красная строка — 1.25 см; межстрочный интервал — 1.5; выравнивание — «по ширине»; поля: верхнее — 2 см, нижнее — 2 см, левое — 3 см, правое — 1.5 см.
Допускаются только общепринятые сокращения слов, терминов и обозначений.
Формулы должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках.
Иллюстрации располагают после их первого упоминания. Число иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Подпись к иллюстрации располагается под ней по центру.
Объемный дополнительный материал (схемы, чертежи, модели, исходные коды, исходные данные и пр.) размещается в разделе Приложения (объем этого раздела не ограничивается). Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы. Каждое приложение следует начинать с указания наверху справа страницы слова «Приложение» и его обозначения арабскими цифрами сквозной нумерацией. Приложение должно иметь заголовок.
Названия таблиц является обязательным и должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей по центру. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
В научной работе следует применять стандартизованные единицы физических величин.
Список литературы может быть оформлен не только в соответствии с ГОСТ Р 7.0.100−2018 ГОСТ, но вы можете взять за образец оформление списка литературы в любом из научных журналов, индексируемых Web of Science, Scopus, РИНЦ или признаваемых ВАК.

3.2. Правила отправки работы
3.2.1. В указанный на сайте конкурса срок зарегистрируйтесь на конкурс. Для регистрации можно воспользоваться двумя способами: онлайн на сайте конкурса или отправив заявку по электронной почте. Необходимо предоставить файл с текстом научной работы, анкету (регистрационную заявку) и согласие на сбор и обработку персональных данных. Презентацию посылать не нужно.
3.3. Общие требования к публичной защите работы.
3.3.1. Продолжительность выступления — строго не более 15 минут (7 минут доклад, 8 минут ответы на вопросы экспертной комиссии).
3.3.2. Презентация — в формате PowerPoint, PDF. Специальных требований к презентации нет. Избегайте многого мелкого текста на слайдах презентации, который автор читает вслух «по бумажке».

3.3.3. Правила участия в публичных защитах в дистанционном формате устанавливаются Регламентом конкурса.



Приложение 1. Образец оформления титульного листа научно-исследовательской работы


Конкурс научных работ школьников по химии «Лаборатория Маши»

в память о Марии Дмитриевой (2008-2025), юном исследователе, чьи идеи продолжают вдохновлять

("шапка" титульного листа)





Магнитная восприимчивость свежей цельной крови человека

(название работы)



Дмитриева Мария Алексеевна

(ФИО автора)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Черноголовская средняя общеобразовательная школа имени Ф.И. Дубовицкого и И.М. Халатникова, г. Черноголовка

(место учебы)



Дмитриев Алексей Иванович, ФИЦ ПХФ и МХ РАН, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник

(ФИО научного руководителя, его место работы, должность)





Черноголовка, 2025 г.

Made on
Tilda